На главную
Гимназия № 1566, ЮВАО, г.Москва
Официальный сайт гимназии № 1566

" Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира". (из Устава ЮНЕСКО)
"Поэзия – дорога к миру и согласию"


Расширенное заседание
литературного клуба "ЛИРА" гимназии №1566 города Москвы
( декабрь 2007 года)

Сценарий составлен учителем русского языка и литературы
гимназии №1566 города Москвы
Киричковой Людмилой Григорьевной

Тема - «Поэзия – дорога к миру и согласию»…

Задачи:

  1. Способствовать формированию жизненной позиции Человека Мира, Воспитанию толерантности.
  2. Прививать любовь к поэзии, развивать литературные способности учащихся.

Средства: музыкальные произведения, карточки со стихами, листы ватмана, фломастеры, бумага для стихов.

Методика - Творческая мастерская.

Звучит фрагмент из песни Б. Гребенщикова « Город золотой»…

Ведущий 1:
Дорогие друзья! На долю каждого поколения выпадают испытания: ваши деды боролись с внешним врагом во время ВОВ, отцы выполняли интернациональный долг в Афганистане, сегодня все прогрессивное человечество встало на борьбу с терроризмом.

Ведущий 2:
Нашу, когда-то дружную страну, раздирают межнациональные распри, участились убийства на почве национальной ненависти, "поднимают голову"неофашисты. Лучшие умы ломают головы над национальной идеей, которая смогла бы сплотить народы нашей многонациональной страны.

Ведущий 3:
Кто-то из великих сказал, что поэзия – это чистый кислород, которым может дышать следующее поколение. Поэтому встреча с лирикой замечательных поэтов ХХ века может стать для нас моментом истины. Возможно именно поэзии суждено стать объединяющим началом, ведущим людей к миру и согласию.

Ведущий 4:
Сегодня мы прикоснемся к творчеству шести поэтов, представителей разных национальностей, которые смогли донести не только яркий колорит и особенности национальной поэзии, но и воспеть общечеловеческие ценности.

Ведущий 5:
На сегодняшнее заседание мы пригласили группу юных художников, которые попробуют соединить стихи и краски, и передать художественные ассоциации, услышанных стихов.

Выступление группы, представляющей лирику Александра Кушнера

Чтец 1
Поэзия – явление иной,
Прекрасной жизни по соседству
Привычной нам, земной.
Присмотримся же к призрачному средству
Попасть туда, попробуем прочесть
Стихотворенье с тем расчетом,
Чтобы почувствовать: и правда, что-то есть
За тем трехсложником, за этим поворотом.

Чтец 2
Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему, периферия
Той дивной местности, той почвы колдовской,
Где сердцу пятая откроется стихия,
Там дуб поет.
Там море с пеною, а кажется, что с пеньем
Крадется к берегу, там жизнь, как звук, растет,
А смерть отогнана, с глухим поползновеньем.

Ведущий 1:
Эти строки написал наш современник - лауреат литературной премии "Северная Пальмира" 1995, Государственной премии России 1996,премии «Поэт»2004 года Александр Кушнер.

На экране появляется портрет поэта и информация о важнейших фактах жизни и творчества:

Александр Кушнер родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде. Живет в Петербурге. Закончил в 1959 году филологический факультет Государственного педагогического института им. Герцена и десять лет преподавал в школе русский язык и литературу. Печатается с 1956 года.

Величайший поэт ХХ века Иосиф Бродский говорил: "Александр Кушнер - один из лучших лирических поэтов, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский... Поэтика его лирики есть, несомненно, сочетание поэтики "гармонической школы" и акмеизма... Стихам Кушнера присуща сдержанность тона. Он скорее сух там, где другой бы кипятился, ироничен там, где другой бы отчаялся».

Ведущий 1:
Он считает, что смысл его поэзии составляет осознание трагического опыта человечества и некоторые выводы, сделанные из него. XX век в России научил человека (и поэта) дорожить простыми вещами: книгами на книжной полке, разговором с другом по телефону, улыбкой. Всё это в любую минуту могли отнять и отнимали у тысяч людей.

Чтец2
(читает на фоне мелодии вальса М. Таривердиева из к\ф «Семнадцать мгновений весны):

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

Ведущий 2:
Кушнер не раз писал в своих эссе о присутствии поэзии в самой жизни. Ведь
лирика - душа искусства, она стоит на страже интересов человека, она - его защитник в бесчеловечном мире. Так уж сложилось в нашей истории, что в отсутствие света и тепла в жизни их роли на себя берет поэзия. Она же помогает почувствовать родство всех со всеми. И это - тоже один из главных уроков, преподанных человеку (и поэту) в трагическом XX веке.

Выступление группы, представляющей лирику Арсения Тарковского

Ведущий 3:
Говорить правду легко и приятно, говорил один из героев романа М.Булгакова. Поэт и переводчик Арсений Тарковский тоже делится с читателем знанием о правде мира, в котором звуки и краски доступны любому человеку с чистой душой.

Чтец3:
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинает как флейта звучать.
Я ловил соответствия звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка – слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге ярко стрекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.

Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скрепленных их собственным светом,
Загадку смутных чувств и простую загадку ума,
В слове «правда» мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.

И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизил ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студеной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звезды падали мне на рукав

(На экране появляется фото поэта с сыном, режиссером Андреем Тарковским, и информация: Арсений Тарковский родился 25 (12) июня 1907 на Украине.

Вторая Мировая война застала его в Москве. Он ушел добровольцем на фронт. Принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.

В течение 15 лет стихи Тарковского появлялись в печати лишь эпизодически. Долгое время как поэт он оставался неизвестным массовому читателю. Но не как переводчик: его великолепные переводы восточных поэтов по-прежнему издавались.
Сборник собственных стихов «Перед снегом» удалось издать лишь в 1962. Анна Ахматова оценила сборник как «драгоценный подарок современному читателю». Почти одновременно на экраны вышел фильм Андрея Тарковского « Иваново детство», где прозвучали стихи его отца. Звучат стихи Арсения Тарковского и в других фильмах его сына – « Сталкер», «Зеркало».
Государственная премия СССР за книгу «От юности до старости» была присуждена Тарковскому уже посмертно.)

Ведущий 1:
Полная естественность во всем – вот, пожалуй, одно из главных отличий поэзии Тарковского. Естественность чувств, мыслей, интонаций, о чем бы он ни писал, естественное ощущение себя в пространстве мировой культуры.

Ведущий 2:
Как переводчик, Тарковский понимал, что поэзия не бывает чужой. Это понимание важно для нас и сегодня. Русские поэты с еврейской кровью – фантастически прекрасный феномен в отечественной поэзии. Потрясающее чувство ритма, богатство выразительных средств языка, точность и глубина образов притягивают внимание, примиряют с необходимостью смотреть на мир глазами другого человека.

* * *
Не бывает напрасным прекрасное,
Не растут даже в черном году
Клен напрасный и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду.

Невзирая на нечто ужасное
Не текут даже в черной тени
Волны, пенье, сиянье напрасное
И напрасные слезы и дни.

Дело ясное, ясное, ясное,
Здесь и больше нигде, никогда
Не бывает напрасным прекрасное -
Ни с того ли нас тянет сюда?

Сила тайная, магия властная,
Звездный зов с берегов облаков…
Не бывает напрасным прекрасное
Ныне, присно, во веки веков.

Выступление группы, представляющей лирику Юнны Мориц

Ведущий 3:
Автор этих строк поэтесса Юнна Мориц тоже всегда воспринимала поэзию как важнейшую часть жизни. Она утверждала, что поэзия способна переименовать, переделывать мир, открывать дальние горизонты.

(На экране появляется портрет и информация: Юнна Петровна Мориц - лауреат премии им. А. Д. Сахарова «за гражданское мужество писателя», премии «Триумф» (Россия), «Золотая роза» (Италия) и премии Международной Московской книжной ярмарки в номинации «Книга года» — «Поэзия 2005»

Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. В 1961 окончила Литинститут им. А. М. Горького. Её лирические стихи написаны в лучших традициях классической поэзии, и в то же время они абсолютно современны. О своих литературных учителях и пристрастиях говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин, ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн». К своей поэтической среде относит «Блока, Хлебникова, Гомера, Данте и поэтов греческой древности» (из Интервью газете «Газета», 31 мая 2004 года)

Группа чтецов читает «по цепочке» стихотворение Ю.Мориц «МОЙ КРУГОЗОР»

1-ый
Я не владею испанским, немецким, французским.
Мой кругозор остается достаточно узким -
Только любовь, только воздух и суша, и море,
Только цветы и деревья в моем кругозоре.

2-ой
Я не владею английским, турецким и шведским.
Мой кругозор остается достаточно детским -
Только летучие радости, жгучее горе,
Только надежды и страхи в моем кругозоре.

3-ий
Греческим я не владею, латынью, санскритом.
Мой кругозор допотопен, как прялка с корытом -
Только рожденье и смерть, только звезды и зерна
В мой кругозор проникают и дышат просторно.

4-ый
Я не владею морским, деревенским, спортивным.
Мой кругозор остается почти примитивным -
Только мое и твое сокровенное дело,
Чтобы земля с человечеством вечно летела.

5-ый
Только любовь, только воздух, и суша, и море,
Только надежда и страхи в моем кругозоре.
В мой кругозор проникают и дышат просторно
Только рожденье и смерть, только звезды и зерна.

Ведущий 1:
Вот уж верно: "Не бывает напрасным прекрасное". Слово у Юнны Мориц самоценное — оно не только что-то обозначает, но и само по себе имеет ценность как важнейшая часть бытия.

Ведущий 2:
Она родилась в 1937. Да-да, в том самом страшном году. Может быть, этим объясняется ее горячая любовь к жизни.

Ведущий 3:
Всегда предпочитает первичность жизни, первичность ощущений, первичность запаха и звука любым эффектным формальным приемам. Ее творчество не связано с течениями и модой, она сама целиком ушла в одиночество стиха. Это не стало изоляцией, наоборот, это увенчалось признанием и любовью читателей.

Ведущий 4:
Из письма Дмитрия Лихачева, 31 января 1983 года:
«Дорогая Юнна Петровна! Спасибо Вам за Ваши книги... Пусть не называют Вас «поэтессой». Вы поэт. Древнерусская тема - жизнь есть плавание. А плавание всегда открытие нового. В поэзии мы все еще живем и будем жить до той поры, пока существует поэзия в эпохе «географических открытий».

Ведущий 5:
Она очень много пишет для детей. Как она сама говорит, для детей от 5 до 500 лет. Мы знаем их .Еще лучше знаем детские песенки, написанные на ее тексты, про резинового ежика «с дырочкой в правом боку», про друзей «(кто сказал, что друзья не растут в огороде», про собаку, которая «бывает кусачей только от жизни собачьей»). А вот простое и незатейливое, как будто написанное подростком стихотворение «СОБСТВЕННОЕ НЕБО»

Девушка – чтец:

Я жива, жива, жива,
Богом не забыта,
Молодая голова
Дрянью не забита.

Нету в голосе моем
Денежного звона —
Лучше вольным соловьем,
Чем орлом у трона.

Нет, не лучше — только так:
Соловьем, и вольным,
Чтоб на детях этот знак
В возрасте дошкольном

Восходил звездой во лбу,
Метил с малолетства.
Чудный свет на всю судьбу
Проливает детство,

Просветляя нам слова
И угрюмство быта.
Я жива, жива, жива,
Богом не забыта.

Голос чей-то и ничей
Слово к слову сложит,
И никто меня ничем
Обделить не сможет.

Не возьму чужой воды
И чужого хлеба.
Я для собственной звезды
Собственное небо.

Ведущий 1:
В одном из интервью Юнна Петровна сказала, что если человек с детства читает поэзию и ему от природы дано вещество, откликающееся на тайны ритмичной Вселенной, которая, по сути, и есть поэзия, тогда он не то чтобы начинает поэзию любить - он начинает поэзией жить, в какие-то мгновенья вспоминая какие-то строки.

Ведущий 2:
А иногда он начинает жить в поэзии как поэт. Поэзия, безусловно, дает очень мощную энергию, которая движет и развивает способности человека проникать в ритмы Вселенной, где мы пребываем.

Стихи гимназистов в авторском исполнении

Стихи преподавателей в авторском исполнении

Ведущий 3:
Когда человек решает жить с поэзией в сердце, он попадает в мир, где нет мертвых. Гомер - не мертвец. Данте, Пушкин, Гоголь, Толстой, Платонов, Пастернак, Цветаева, Ахматова - далее везде. Открываешь дверь, соединяющую миры, и никто не мертв, все живы. Это способствует деликатности и взаимному уважению.

Выступление группы, представляющей лирику Булата Окуджавы

(На экране появляется портрет Булата Окуджавы и информация: Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924 - 12 июня 1997). Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье
партийных работников (отец - грузин, мать - армянка).

Жил на Арбате до 1940. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. Жил в Москве. Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12 июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.)

Чтец

* * *
В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава.
Окуджавы?

Ведущий 4:
Вы узнали эти стихи Булата Окуджавы? Многие знают его стихи наизусть. Сегодня представляется невозможной жизнь без его замечательных стихотворных откровений и пожеланий тем, кто открывает для себя тайны лирики. Органично и просто ложатся его тексты на музыку и звучат как откровение.

Звучит песня Окуджавы в авторском исполнении:
:
ПЕСЕНКА ОБ ОТКРЫТОЙ ДВЕРИ

Когда метель кричит, как зверь —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.

И если ляжет дальний путь
Нелегкий путь, представьте,
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.

И, уходя в ночной тиши,
Без лишних слов решайте:
Огонь сосны с огнем души
В печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена
И мягкою — скамейка...
Дверям закрытым — грош цена,
Замку цена — копейка!

Ведущий 1:
Замечательный художник – модернист Марк Шагал (1887 – 1985) тоже писал стихи, впрочем, как и многие из тех, чья жизнь соприкоснулась с культурой «Серебряного века». Вот запись из его дневника: «Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенным, мир любви и дружественности, и уже одно это способно сделать мой день прекрасным и достойным бытия»…

Ведущий 2:
Мы знаем, что реальность была другой, трагичной, напряженной, иногда просто страшной. Но жили люди, которые верили в силу искусства, в силу Слова, в могущество Добра.

Выступление группы, представляющей лирику Марка Шагала

Группа учащихся читает наизусть «по цепочке» стихотворение Шагала
«К вратам высот»

1-ый
Лишь та страна моя –
Что в сердце у меня,
В которую как свой, без всяких виз и видов,
Вхожу. Моя печаль и горечь ей видна.
Она, моя страна,
Меня уложит спать, она меня укроет
Благоуханным камнем.

2-ой
Во мне цветут зеленые сады,
Придуманные дивные цветы.
Во мне горбятся улочки, нет только
Домов на них. Кругом стоят руины
Давнишние, из детства моего.
А жители - блуждают в воздухах
И крова ищут, временно селятся
В моей душе.

Выступление группы, представляющей лирику Расула Гамзатова

Ведущий 3:
Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 году, составляет отдельную великолепную культурную эпоху.
Поэт Роберт Рождественский так сказал о нем: "Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов".

Чтец
Хочу любовь провозгласить
страною,
Чтоб все там жили
в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее
строкою:
«Любовь всего превыше
на земле».

Ведущий 4:
Поэзия – это общее дело, объединяющее людей. В этом ее позитивная роль.

Ведущий 2: Только поэзия работает сегодня на объединение наших душ. Поэзия – сердцевина мировой культуры, ее суть.

Чтец (стихотворение Расула Гамзатова):
Многими богатствами земными
Всяк живущий одарен сполна.
Нам навек одно дается имя,
Жизнь у нас одна и смерть одна.

Нам с тобой подарено на счастье
Множество иных земных даров:
День и ночь — две соразмерных части,
Пара глаз, две стрелки у часов.

Нам немало всякого досталось,
Приняли навек мы дар такой:
Три мгновенья — детство, зрелость, старость,
Три стремленья — путь, любовь, покой.

Звучит песня «Кружит Земля, как в детстве карусель»…(на фоне постепенно затихающей музыки вступает ведущий)

Учитель:
Сейчас каждой группе предлагаем в течение 3 минут выписать ценности, которые утверждает, представленный вами поэт. /лучики вокруг поэта/

Поэты-светила вывешивают на доске.

Учитель:
Друзья, обратите внимание, такие разные поэты в своем творчестве проповедуют и утверждают общечеловеческие ценности: любовь, гармонию, оптимизм, красоту, трудолюбие и др.

Звучит песня Булата Окуджавы « Давайте говорить друг другу комплименты»

Учитель:
Давайте и мы внесем свою лепту в дело укрепления мира, составим свое поэтическое обращение к гражданам нашей страны и мира, призывающее к согласию и взаимопониманю.

Работа в творческих группах - 5минут. За это время оформляется выставка рисунков вокруг портретов поэтов .

Дети зачитывают "Послание миру"

Рефлексия:
Участвуя в поэтической мастерской "Послание миру":

  1. Я понял...
  2. Я почувствовал ...

<< Вверх >>

 

   

Hosted by uCoz