На главную
Гимназия № 1566, ЮВАО, г.Москва
Официальный сайт гимназии № 1566

" Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира". (из Устава ЮНЕСКО)

Гимназия


Клятва гимназиста

Воспитание
толерантности

Психологическое сопровождение

Анкета
"Школа будущего"

 

О культуре мира...

Культура мира

Культура мира в России

Клуб юных деятелей искусства «Культура мира»

Путём диалога к культуре мира

 

Психологическое сопровождение


Психология общения. 7 класс.

Тематическое планирование курса “Жить в мире с собой и другими”.
(Тренинг толерантности для подростков)

Подготовила педагог-психолог
ГОУ гимназия № 1566
Пиликян К.Г
.

Тема
Содержание
Урок
1
Психологический тренинг:
основные правила взаимодействия.

Формирование позиции взаимодействия на занятиях: смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения. Актуализация собственных проблем учащихся. Обозначение целей и задач курса. Создание непринуждённой и доброжелательной атмосферы. Повышение внутригруппового доверия и сплочённости.

 

1
2
Толерантность:
что это.

Исторический аспект проблемы толерантности. Знакомство с понятием “толерантность”: понимание толерантности в разных культурах, толерантность с научной точки зрения. Стимулирование воображения учащихся в поисках собственного понимания толерантности тремя способами: на основе выработки научного определения, посредством экспрессивной формы, с использованием ассоциативного ряда. Критерии толерантности. Многоаспектность толерантности. Проявления нетерпимости.

 

2-4
3
Толерантная личность.

Представление об особенностях толерантной и интолерантной личности, об основных различиях между ними. Критерии: знание самого себя, защищённость, ответственность, потребность в определённости, ориентация на себя - ориентация на других, приверженность к порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, авторитаризм. Предоставление возможности подросткам оценить степень своей толерантности.

 

5-7
4
Я-образ
и толерантность
к себе.

Предоставление возможности подростку осознать свои способности, сильные и слабые стороны своей личности и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие. Формирование Я-образа. Самовыражение. Самораскрытие. Необходимость толерантного отношение к себе. Демонстрация того, как отношение к себе связано с толерантностью.


8-11
5
Я и группа: толерантность
к себе
и другим.

Чувство собственного достоинства. Осознание состояний уверенности и тревоги, осознание своих психологических защит. Функциональная роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности. Поддержка процесса формирования у учащихся позитивной самооценки. Ведение позитивного внутреннего диалога о самом себе. Демонстрация того, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности к партнёрам по группе.


12-15
6
Толерантность
к другим:
разные миры.

Масштаб и опасности проявлений нетерпимости между народами и культурами. Осознание причин и следствий непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур. Психологические основы предрассудков. Развитие социального воображения и социальной перцепции, формирование навыков и установок, необходимых для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, с людьми, исповедующими другие взгляды и т.п. Многообразие культур.


16-19
7
Толерантность
к другим:
учимся сочувствию.

Развитие у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Социальная интуиция. Эмпатия.

 

20-21
8
Толерантное общение.

Основные подходы к решению проблем конфликтов. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Обучение толерантно, в неагрессивной, безоценочной манере выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. Эмоциональный контакт. Я-высказывание. Ты-высказывание.


22-24
9
Декларация принципов толерантности.

Основные положения Декларации принципов толерантности. Государственный уровень. Социальные аспекты. Воспитание.


25-26
10
Границы толерантности.

Представление о границах толерантности. Толерантность и терпимость ко всему. Критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае. Развитие способности к критическому анализу, самостоятельности мышления (в противовес конформности). Развитие социального восприятия.


27-28
11
Ненасилие.

Основное содержание и сущность ненасилия. Ненасилие как средство разрешения конфликта. Принципы ненасильственного поведения. Психологические условия принятия позиции ненасилия. Формирование ненасильственного отношения учащихся к людям и к самим себе. Правила ведения диалога. Стратегия предотвращения агрессивного поведения.


29-31
12
Миролюбие.

Понятие «мира» и его всеобъемлющее значение от космоса до души человека. Содержание и сущность миролюбия. Миролюбие, милосердие и миротворчество. Миротворцы: от истории до современных дней. Формирование миролюбия.


32-33
13
Человек и его ответственность перед цивилизацией.

Новое осмысление проблем толерантности в современной исторической ситуации. Необходимость толерантности для выживания человечества, предотвращения международных конфликтов. Принятие кодекса толерантности.


34

 

Занятие по теме «Проявления нетерпимости»

 

Методическая литература:

  1. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. – Новосибирск - Москва, 1997.
  2. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. – М.: АПКиПРО, 2002.
  3. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе детей 10-12 лет. – В кн.: Руководство практического психолога. Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997.
  4. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
  5. Солдатова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2000.
  6. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. – М., АПК ПРО, 2003.
  7. Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя/ Под ред. А.С.Прутченкова. – М.: АПКиПРО, 2003.

<< Вверх >>

 

   

Hosted by uCoz