|
Психологическое сопровождение
Психология общения. 7 класс.
Тематическое планирование курса “Жить в мире с собой и другими”.
(Тренинг толерантности для подростков)
Подготовила педагог-психолог
ГОУ гимназия № 1566
Пиликян К.Г.
№ |
Тема |
Содержание |
Урок |
1 |
Психологический тренинг:
основные правила
взаимодействия. |
Формирование позиции
взаимодействия на занятиях: смена позиции обучаемого на позицию участника
процесса познания и научения. Актуализация собственных проблем учащихся.
Обозначение целей и задач курса. Создание непринуждённой и доброжелательной
атмосферы. Повышение внутригруппового доверия и сплочённости.
|
1 |
2 |
Толерантность:
что это. |
Исторический аспект проблемы
толерантности. Знакомство с понятием “толерантность”: понимание толерантности в
разных культурах, толерантность с научной точки зрения. Стимулирование
воображения учащихся в поисках собственного понимания толерантности тремя
способами: на основе выработки научного определения, посредством экспрессивной
формы, с использованием ассоциативного ряда. Критерии толерантности. Многоаспектность
толерантности. Проявления нетерпимости.
|
2-4 |
3 |
Толерантная личность. |
Представление об особенностях
толерантной и интолерантной личности, об основных различиях между ними.
Критерии: знание самого себя, защищённость, ответственность, потребность в
определённости, ориентация на себя - ориентация на других, приверженность к
порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, авторитаризм. Предоставление
возможности подросткам оценить степень своей толерантности.
|
5-7 |
4 |
Я-образ
и толерантность
к себе. |
Предоставление возможности подростку осознать свои способности, сильные и слабые стороны своей личности и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие. Формирование Я-образа. Самовыражение. Самораскрытие. Необходимость толерантного отношение к себе. Демонстрация того, как отношение к себе связано с толерантностью.
|
8-11 |
5 |
Я и группа: толерантность
к себе
и другим. |
Чувство собственного достоинства. Осознание состояний уверенности и тревоги, осознание своих психологических защит. Функциональная роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности. Поддержка процесса формирования у учащихся позитивной самооценки. Ведение позитивного внутреннего диалога о самом себе. Демонстрация того, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности к партнёрам по группе.
|
12-15 |
6 |
Толерантность
к другим:
разные миры. |
Масштаб и опасности проявлений нетерпимости между народами и культурами. Осознание причин и следствий непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур. Психологические основы предрассудков. Развитие социального воображения и социальной перцепции, формирование навыков и установок, необходимых для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, с людьми, исповедующими другие взгляды и т.п. Многообразие культур.
|
16-19 |
7 |
Толерантность
к другим:
учимся
сочувствию. |
Развитие у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Социальная интуиция. Эмпатия.
|
20-21 |
8 |
Толерантное общение. |
Основные подходы к решению проблем конфликтов. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Обучение толерантно, в неагрессивной, безоценочной манере выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. Эмоциональный контакт. Я-высказывание. Ты-высказывание.
|
22-24 |
9 |
Декларация принципов толерантности. |
Основные положения Декларации принципов толерантности. Государственный уровень. Социальные аспекты. Воспитание.
|
25-26 |
10 |
Границы толерантности. |
Представление о границах толерантности. Толерантность и терпимость ко всему. Критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае. Развитие способности к критическому анализу, самостоятельности мышления (в противовес конформности). Развитие социального восприятия.
|
27-28 |
11 |
Ненасилие. |
Основное содержание и сущность ненасилия. Ненасилие как средство разрешения конфликта. Принципы ненасильственного поведения. Психологические условия принятия позиции ненасилия. Формирование ненасильственного отношения учащихся к людям и к самим себе. Правила ведения диалога. Стратегия предотвращения агрессивного поведения.
|
29-31 |
12 |
Миролюбие. |
Понятие «мира» и его всеобъемлющее значение от космоса до души человека. Содержание и сущность миролюбия. Миролюбие, милосердие и миротворчество. Миротворцы: от истории до современных дней. Формирование миролюбия.
|
32-33 |
13 |
Человек и его ответственность перед цивилизацией. |
Новое осмысление проблем толерантности в современной исторической ситуации. Необходимость толерантности для выживания человечества, предотвращения международных конфликтов. Принятие кодекса толерантности.
|
34 |
Занятие по теме «Проявления нетерпимости»
Методическая литература:
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. – Новосибирск - Москва, 1997.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. – М.: АПКиПРО, 2002.
- Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе детей 10-12 лет. – В кн.: Руководство практического психолога. Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
- Солдатова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2000.
- Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. – М., АПК ПРО, 2003.
- Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя/ Под ред. А.С.Прутченкова. – М.: АПКиПРО, 2003.
<< Вверх >>
|
|
|